Самый ценный комплекс навыков для Вашего ребёнка в современном мире
На рисунке Вы видите iPhone. Казалось бы, какое отношение он имеет к Вашему ребёнку? Зачем я разместила его на этом рисунке?
Всё дело в истории, которая стоит за смартфоном.
Здравствуйте, меня зовут Ирина Коваль.
Я детский нейропсихолог, перинатальный психолог, нутрициолог, учредитель и руководитель детского центра “Лесенка”, автор публикаций и автор обучающих курсов. А еще я мама двоих детей.
Вот тут в разделе «про автора» можно прочитать подробности: irinakoval.ru
В этом тексте я расскажу Вам, ЧТО такое социализация на самом деле и какое отношение к ней имеет iPhone.
Но сначала — две реальные истории, как проблемы с социализацией меняют поведение ребёнка не в лучшую сторону… и к каким психологическим травмам это может привести.
А после этого я покажу Вам, КАК Вы можете помочь своему ребёнку стать уверенной, самостоятельной и харизматичной личностью. Чтобы другие не могли им манипулировать или помыкать.
Скажите, а Вы помните своё детство?
Родители спокойно отпускали нас во двор, когда нам было 5… 7… 10 лет… все во дворе друг друга знали. Дети общались. Родители дружили. Все друг за другом присматривали. Да и опасностей было куда меньше, чем сегодня.
Недавно я прочитала историю про девочку. Её зовут Софья. Ей 4 года. Софья не ходит в садик. Она боялась воспитателя, поэтому её забрали. Зато она очень любит гулять. Мама регулярно водит её на детские площадки. И она рвётся дружить с другими девочками.
Ничего криминального. Никаких симптомов плохой социализации. Но…
На детских площадках играют дети разного возраста. Компашка у них уже сформировавшаяся. С возрастной иерархией. Старшие девочки командуют младшими. Кричат на них. Приказы раздают. “Дружат” по ситуации.
А наша юная героиня наблюдает за их примером и моделирует его. Она начинает командовать девочками, которые младше неё. Кричать на них. Общаться в приказном тоне. Мама пыталась с ней поговорить на эту тему. И Софья вроде всё понимает. Но во время следующей прогулки всё повторяется. Разговоры не помогают.
Казалось бы, такая мелочь… поведение на детской площадке. Но правда в том, что именно из таких мелочей и формируется личность ребёнка. Как он будет вести себя в обществе?
Да, Софья любит общаться. Да, Софья идёт на контакт с другими детьми. Да, Софью нельзя назвать конфликтным ребёнком. Поэтому большинство родителей скажут, что ребёнок успешно социализировался и с ним всё в порядке.
Но секрет в том, что социализация — это не только про общение.
Социализация — это то, как Ваш ребёнок ведёт себя в обществе.
Как он наблюдает за происходящим.
Какие выводы он делает.
Как он реагирует на различные ситуации.
И… как он в итоге принимает решения.
Основаны ли они на личном мнении.
Или навязаны ложными авторитетами.
Например, как в истории Софьи — старшими детьми на площадке.
Наша следующая история про мальчика Петю. Ему 10 лет. Мальчик хорошо учился, поэтому его перевели в новую школу… в гимназию. И там он столкнулся с проблемой… дети в его классе поделились на 2 категории. «Крутые» и «отстойные».
Принёс в школу лего и пластилин — “фуу-у, отстой”. Стремишься разобраться с конфликтами миром, не хочешь драк и разборок — “фуу-у, не круто”.
И если на детской площадке девочки только командовали младшими, то в классе ситуация обстоит куда хуже.
У «отстойных» отнимали личные вещи, прятали учебники и портфели. Им подкладывали бутылки с мочой в сумку. С них стягивали штаны, фотографировали, а фото выкладывали в интернет.
А главное, всё это считалось не разбоем, а лишь (!) шуткой.
Поэтому вовсе не удивительно, что осенью прошлого года «крутые» дважды развели на деньги одного из друзей Пети. Эта ситуация заставила детей обратиться за помощью к классному руководителю. Как думаете, что она сделала, когда мальчики пришли к ней за помощью?
НИ-ЧЕ-ГО!
Она проигнорировала проблему и просто не стала вмешиваться. Лишь изредка проводила беседы на тему “давайте жить дружно”, а в разговорах с родителями рассуждала, что “дети не любят стукачей”, “надо закалять характер” и “уметь находить подход к товарищам”.
Ужасные условия для здоровой и ХОРОШЕЙ социализации. И эта история — далеко не единичный случай.
Как показывает статистика, каждый второй из опрошенных подростков (52%) сталкивался с агрессией в школе. В первую очередь учащиеся жалуются на психологическую агрессию сверстников (32%) и на ее физические проявления (26,6%) — толчки, побои и другое.
История нашего героя закончилась в целом хорошо.
Мама мальчика узнала о ситуации в школе, собрала все доказательства и всеми силами боролась, чтобы исправить положение дел. Говорила с родителями, но это ни к чему не привело. “Это же всего лишь дети!”. Ругалась с классным руководителем. Обращалась к директору. Писала заявления. И в итоге отправила их в прокуратуру. Тогда все и зашевелились и справедливость восстановилась.
Но часто дети боятся говорить о подобных проблемах взрослым. И это — прямое проявление плохой социализации.
Социализация определяет не только слова ребёнка, которые он использует в беседе… но и его поведение. У него будет своё мнение… или он пойдёт за толпой? Сможет ли он защитить себя и своих друзей… или встанет на сторону сильных?
Если бы современные детский сад и школа помогали ребёнку в развитии хорошей социализации, то подобных проблем не было бы в нашем обществе, а они есть, и растут словно снежный ком…
“Это не Ваша вина!”
Замечали, что в проблемных ситуациях очень часто спрашивают: “А где были родители? При чём тут школа?”. Или прямо упрекают: “Это всё родители виноваты!”.
А Вы, как и многие родители, и рады были бы оградить ребенка от буллинга и его отвратительных последствий для личности ребенка, верно? Но разве возможно обычному родителю, который работает, уследить за тем, что и как ежедневно происходит в современной школе? Или что, до совершеннолетия держать ребенка в тепличных условиях, изолируя от малейших опасностей?
Это нереально, поэтому не стоит себя винить. Чувство вины отнимает время и силы, а Вам они нужны.
Вы можете не прятать ребёнка от жизни, а дать ему все инструменты для самостоятельной жизни.
Чтобы он развивался гармонично.
Чтобы он рос здоровой личностью.
Чтобы он учился общаться продуктивно и эффективно выходить из конфликтов.
Но сначала — об опасностях, которых не было раньше.
И все они пришли к нам с появлением… интернета.
Даже если Ваш ребёнок сидит дома и учится на семейном образовании — это не значит что он на 100% в безопасности. Сегодня в интернете развязываются настоящие войны. И дети становятся жертвами этих войн.
Например, взгляните на трендовых блогеров, которых смотрят дети. Для детей — это герои. Они вдохновляются их примером. Они хотят быть похожими на любимого блогера. Но коварная правда в том, что эти блогеры намеренно снимают “фаст-фуд” контент. Быстрый. Без смысла. С наигранными эмоциями. Потому что так они привлекут больше детей.
Это и есть нейромаркетинг в действии. Дело в том, что мозг ребёнка легко “усваивает” “фаст-фуд” контент, потому что его усвоение затрачивает минимум калорий. Как следствие, это влияет не только на поведение ребёнка, но и на его способность к обучению. Сложно напрягаться, когда можно получить мгновенную награду в виде ролика блогера. Догадываетесь, как ребенок начинает относится к необходимости учиться?
Но это лишь одна сторона медали…
Блогеры пользуются своим положением у детей, чтобы рекламировать мошенников. Например, со мной делились десятками историй, когда ребёнок в 13-14 лет искренне верил, что люди работают просто так, а живут исключительно за счёт денег со ставок.
Почему так? Потому что любимый блогер показывает дорогой образ жизни, крутые шмотки, спортивные тачки, элитное жильё… а в рекламе рассказывает, что всё это богатство свалилось к нему «со ставок».
Без развитых навыков хорошей социализации ребёнок не сможет критически мыслить. Он поверит ложному авторитету блогера, вместо того чтобы подвергнуть его слова сомнению.
И третья опасность…
Сегодня в соцсетях любой человек может выдать себя за кого угодно. Вы никогда не знаете, КТО сидит по ту сторону экрана… и С КЕМ общается Ваш ребёнок?
Он вполне может подружиться со “сверстником”, у которого “схожие интересы”… но за фотографией окажется взрослый злой дядя, у которого свои гадкие планы на Вашего ребёнка.
И с каждым годом подобных историй становится всё больше.
Чтобы помочь своему ребёнку не заблудиться в онлайн-мире, Вы можете научить его киберэтике и кибербезопасности.
Вы и сами не очень-то ориентируетесь в этом? Неудивительно, информации о “страшилках” типа синего кита гораздо больше, чем разумных и действенных рекомендаций… Но есть и хорошая новость…
Всё это есть на моём курсе
«СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Этот курс я создала для тех родителей, которые переживают за будущее своих детей в современном мире — и уже сейчас готовы действовать!
Видите ли, даже если в семье Вы закладываете правильные ценности, то влиять на то, какой пример ему покажут друзья… одноклассники… лидеры мнений, Вы практически не можете. А ребенок вскоре вступит в самостоятельную жизнь…
Блогеры зазывают детей в мошеннические проекты. Музыканты пропагандируют наркотики, легкие деньги, секс. В онлайн-общении сплошь нецензурщина.
И ВСЕ эти факторы влияют на личность и социализацию Вашего ребёнка!
Мы не можем изменять окружающий мир и социум.
Мы можем менять мировоззрение и осознанность ребенка. Чтобы он при взаимодействии с токсичными проявлениями социума не терял себя, был стрессоустойчивым, был не ведомым , а критически мыслящим. Чтобы он управлял конфликтами и ситуацией. Чтобы он умел выбирать настоящих друзей.
Всё это объединяет «линейка» навыков и умений ХОРОШЕЙ социализации.
Этому не научат в детском саду или школе.
Это не освоить во дворе.
По хорошей социализации мало учебных материалов.
И большинство родителей отпускают этот навык на самотёк — мол, отправлю ребёнка в детсад, школу и он сам там как-нибудь социализируется.
Но по даже по приведенным мной историям вы видите, ЧЕМ всё это может закончиться.
Я специально отобрала нейтральные истории с хэппиэндом, чтобы не шокировать Вас. К сожалению, в моей профессиональной практике масса других реальных историй, без хорошего финала.
В течение 15 с лишним лет я сталкиваюсь с последствиями плохой социализации и помогаю родителям и детям исправить последствия.
Сначала я трудилась офлайн, много лет.
После аварии и потери возможности ходить, я перешла в он-лайн и за три года помогла более 1000 родителей. Они оставили сотни отзывов.
КАК РАБОТАЕТ МОЯ СИСТЕМА
Сейчас я проведу Вас по этой системе, чтобы Вы увидели, КАК она работает и поняли, ЧТО Вам необходимо сделать, чтобы по-настоящему социализировать своего ребенка.
Шаг 1 «Диагностика»
Когда Вы приходите к хорошему доктору, то первым делом он всегда проводит диагностику. Это необходимо, чтобы найти причину заболевания, а не лечить отдельные симптомы. То же самое и с социализацией.
Поэтому я подготовила для Вас небольшой тест, чтобы Вы смогли всего за 1 минуту определить — как обстоят дела с социализацией именно у Вашего ребёнка.
Внимательно читайте симптомы и отмечайте, ЧТО Вы замечали за своим ребёнком:
- Ребёнок не умеет обозначать границы допустимого для разных людей — детей, взрослых, знакомых и незнакомых.
- Мало общается или общается со всеми без разбора.
- Легко поддаётся чужому мнению, готов идти за более «сильным».
- Нет друзей или дружит с любым ребенком, не понимая, что им манипулируют.
- Нет желания общаться. Считает, что ему все равно не стать популярным, он не интересен.
- Обладает завышенной самооценкой, уверен, что он всеми уважаем и любим.
- Поддаётся на эмоции, психует в конфликтной ситуации. Например, проигрывая другим.
- Подвергается травле или сам обзывает и задирает детей.
- Не владеет правилами эффективного общения.
- Не знает или мало знает, зачем нужен этикет и не использует его в жизни.
- Не умеет эффективно “разруливать” конфликтные ситуации, без агрессии и без обиды.
Если есть хотя бы 2-3 пункта из этого списка — это признак проблем с социализацией.
Навыки хорошей социализации пока слабо развиты у Вашего ребёнка и ему требуется Ваша помощь.
Но… даже если у Вашего ребёнка нет этих “симптомов” — это вовсе не значит, что Вы не можете дать ему больше.
Например, в моём курсе “Современная социализация” есть блок про харизму. Харизма (“личностная привлекательность”) — это не врождённый талант, а навык. Если проводить аналогию, то это — мышца. И с помощью тренировок её можно усилить, развить или даже приобрести с нуля.
ЗАЧЕМ?
Чтобы разобраться с этим, Вы должны для начала понять, ЧТО такое хорошая социализация на самом деле. И это следующий шаг, которому в курсе “Современная социализация” посвящен целый модуль из 6 уроков.
Пришло самое время для iPhone, с которого я начинала этот рассказ. Не зря же я разместила его на первой картинке.
У меня для Вас есть еще одна небольшая история. Первый продукт компании Apple придумал и создал Стив Возняк. Это его идея. Это его технология. Это его изобретение.
Но…
Стив Возняк дружил со Стивом Джобсом. Стив Джобс — это прекрасный харизматичный оратор и умнейший маркетолог. Не будь у Возняка такого друга — и мир не увидел бы Apple. Потому что Джобс смог продать идею персонального компьютера для людей, которые и не подозревали, что он им нужен. В 70-ые годы не было ни ВКонтакте, ни Инстаграма, ни Интернета. Поэтому даже большие команды маркетологов в корпорациях не могли справиться с этой задачей. А Джобс смог. Благодаря идеально развитым навыкам хорошей социализации.
Одна из основ хорошей социализации — это умение понимать других, слышать, осознавать их истинные потребности.
И Джобс идеально владел этим умением.
Он понимал, ЧЕГО хотят его будущие потребители. Он понимал, ЧТО вызывает у них отторжение от компьютеров. И это помогло ему создать такое продающее послание, которое превратило Apple в огромную корпорацию.
Но…
На голом понимании других далеко не уехать. Важно обладать ещё и навыком эффективного общения. За это тоже отвечает хорошая социализация. И это позволило Джобсу донести своё послание так, чтобы люди его поняли, вдохновились и купили его продукт.
К сожалению, у Вашего ребёнка не будет Джобса под рукой.
А в наши дни хорошая социализация важнее, чем когда-либо ранее. Сегодня от наывков хорошей социализации зависит всё
Как Ваш ребёнок будет вести себя в обществе
Как Ваш ребёнок будет принимать решения
Как Ваш ребёнок поставит себя на работе
Как Ваш ребёнок будет строить свою семью
Будет он психологически устойчивым или нет
Будет он уверенным или неуверенным
Будет он открытым или закроется в себе
Будет он достигать свои цели или легко сдастся при малейших трудностях
Будет он популярным в своем кругу или изгоем
Будет он эффективным в работе или нет
Если максимально упростить суть хорошей социализации, то это навык быстро считывать информацию, думать и потом действовать. 1 — 2 — 3. Убираем из уравнения хотя бы 1 часть и всё перестаёт правильно работать.
ШАГ 2 «Исключаем, все что мешает»
Итак, в начале мы разбираем , ЧТО такое социализация и ЗАЧЕМ она нужна Вашему ребёнку. Следующий шаг — это исключение влияния негативных факторов, которые блокируют хорошую социализацию.
Как Вы уже знаете по историям из этого текста — на социализацию влияют даже такие мелочи, как возрастная иерархия на детской площадке. Во втором модуле курса “Современная социализация” я помогу Вам снизить негативные факторы современного мира, которые мешают хорошей социализации Вашего ребёнка.
Например, Вы когда-нибудь задумывались о влиянии мультиков на навыки хорошей социализации?
Нет, я не говорю, что современные мультики стоит запретить к просмотру. Они несут и ценные уроки. Но из-за детоцентризма и отсутствия иерархии — они могут нанести и серьёзный вред хорошей социализации. Поэтому мультики рекомендуется смотреть вместе со своим ребёнком. Обсуждая различные ВАЖНЫЕ моменты. Поведение героя. Его реакцию. И так далее. Все подробно рассказываю в уроке.
Это лишь один из уроков второго модуля.
Помимо этого на курсе я покажу Вам, КАК развить когнитивную эмпатию. Расскажу то, о чем почти никто не говорит.
О том, как сочувствие без рассудительности может навредить хорошей социализации. Также я покажу Вам, КАК развить навыки эффективного общения, КАК научить ребёнка управлять своими мыслями и чувствами, а главное — КАК сохранить психологическое здоровье ребёнка в нашем сложном мире.
Без этого фундамента всё остальное не имеет смысла. Поэтому как только мы заготовим почву под ногами — мы перейдём к прикладным материалам.
Шаг 3 «Мощные инструменты хорошей социализации»
Следующий шаг — это обучение ребёнка правилам и методам эффективного общения.
Вы на конкретных примерах увидите, КАК научить ребёнка замечать мелочи, быть внимательным и концентрироваться на происходящем, вокруг чтобы «читать» обстановку и собеседников, как открытую книгу.
➡️ Это поможет ребёнку развить логическое мышление и самоконтроль без финансовых затрат. Между делом.
Это важнейший и первый инструмент для эффективного общения.
После этого я поделюсь с Вами тремя основными потребностями людей в процессе общения и расскажу как их удовлетворить.
➡️ От этого напрямую зависит, сможет ли Ваш ребёнок поддержать беседу в нужном именно ему направлении.
Это второй инструмент для эффективного общения.
Также мы поговорим и о том, КАК помочь собеседнику почувствовать себя значимым. Для этого я дам Вам 5 правил эффективного слушания и 4 способа выразить благодарность.
➡️Это даст возможность Вашему ребёнку стать не просто эффективным собеседником, а чутким, проницательным и вдохновляющим человеком, с которым хотят общаться и считают его обаятельным.
Это третий, но не последний инструмент для эффективного общения.
Вы и сами сможете прокачаете свою личностную привлекательность, навыки эффективного общения, и научите этому своего ребенка.
И вот что еще добавлю — все это может показаться…не естественным, манипулятивным. Как советы «гуру общения» из 90-х, типа Карнеги. (Я не имею ничего против Карнеги, у него много здравых идей🤗).
Но сама манипуляции не приемлю, как некую фальшь. Это знаете, когда технология есть а внутреннее содержание не соответствует. Ну, типа, мы улыбаемся, сжав челюсти от напряжения, потому что п о л о ж е н о «быть приветливым». А внутри — раздражение.
Мой подход на всех курсах основан на другом.
➡️ Самое главное — формирование нравственности и здорового мировоззрения ребенка. Это альфа и омега воспитания. Это самое ценное, что мы можем дать своим детям.
Ценности, человечность, доброта, чуткость, стойкость, стрессоустойчивость, воля , любовь — все это и многое другое, что составляет основу развития здоровой личности ребенка базируется на смыслах жизни.
И курс про социализацию, про который дальше расскажу — не исключение. Он про смыслы, про воспитание важного. Про главные ценности.
Просто рассказать в достаточно коротком тексте, здесь , ВСЕ смыслы и ценности , что плотно упакованы в курсе не реально.
Меня и за это то дополнение маркетологи готовы убить:). Я пишу «не продающие, не популярные» вещи. Ну и ладно. Я зато пишу правду и делюсь тем, что реально работает.
Я даю не голую «механику» действий, а систему. Которая в основе имеет смыслы, ценности, формирование целостного, здорового внутреннего мира ребенка.
И на этот фундамент уже настраивается все остальное — методы, способы, инструменты.
Шаг 4 «Помогаем ребенку в сложных вопросах общения»
И последний шаг — это помощь ребёнку в сложных вопросах общения.
На этом этапе, в этом модуле курса, мы формируем мировоззрение ребёнка.
Помогаем ему правильно действовать при буллинге.
Учим грамотному общению в конфликтах.
Учим защите личностных границ.
Воспитываем навыки настоящей дружбы и умение отличать дружбу от созависимости.
Потому что если этого не сделаете Вы… ребёнок научится всему сам. На тех примерах, которые он видит в своей жизни. У блогеров. У одноклассников. У друзей.
Но результат такого “обучения” непредсказуем. Скорее всего, социализация будет плохой.
Поэтому лучшее, что Вы можете сделать для своего ребёнка — помочь ему в развитии навыков хорошей социализации, чтобы он был продуктивным и разумным в общении человеком с хорошими манерами и отличным самоконтролем.
Специально для этого я подготовила для Вас практический курс “СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ”. Он проведёт Вас через ВСЕ 4 шага, о которых я Вам рассказала.
И хорошая новость заключается в том, что от Вас потребуется всего 30 — 40 минут в день.
Я специально сделала выбор в пользу текстовых уроков, чтобы Вы смогли найти время на изучение курса и выполнение всех заданий.
Вы можете изучать материал с любого устройства — компьютера, ноутбука или смартфона.
И Вам не придётся читать сложные книги, продираясь через сложные термины и описания…
Вам не придётся слушать длинные вебинары со множеством “лирических отступлений” и рекламных вставок…
Вам не придётся искать информацию самостоятельно и разбираться — что правда, а что ложь…
Я уже отобрала всё необходимое, используя свой многолетний опыт работы, знания и навыки.
Соединила это в СИСТЕМУ.
И подготовила для Вас в простом, понятном и удобном виде. Чтобы Вы сразу могли приступить к практике, а не тратили долгие месяцы или даже годы на изучение теории.